alex_new_york (
alex_new_york) wrote2016-12-06 08:36 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Entry tags:
О разуме и чувствах

Искусственный интеллект развивается гораздо стремительнее, чем можно было ожидать еще пару лет назад. Став за эту пару лет многократно эффективнее, проще и дешевле, он уже делает многие "сугубо человеческие" вещи намного лучше, чем человек: читает слова по губам, ставит диагноз по рентгеновскому снимку и т д.
Нет сомнений, что вследствие этих впечатляющих успехов инвестиции в развитие искусственного интеллекта многократно увеличатся, и он превзойдет нас в большинстве видов деятельности не через 30-40 лет, как представлялось еще совсем недавно, а уже лет через 10-15.
Означает ли это, что к середине 2020-х годов появится синтетический эквивалент человеческой психики?
Не означает.
Прежде всего - потому, что у развиваемого сегодня искусственного интеллекта отсутствует то, что делает нас людьми.
У него отсутствуют чувства.
Мир наших чувств необъятен. Слушаем ли мы музыку, беседуем со знакомым, любуемся нарядами, гладим котенка или просто смотрим в окно, мы испытываем непрерывный поток чувств самого разного характера и степени сложности. Подобно ветру, дующему в паруса корабля и приводящему его в движение, наши чувства заставляют нас стремиться к множеству вещей или, наоборот, избегать их, заниматься множеством дел или, наоборот, уклоняться от них. Чувства могут быть простыми, как зубная боль или вкус сахара - или глубокими и сложными, как те, что просыпаются в нас при звуках любимой музыки или в общении с любимым человеком.
Человек, в отличие от искусственного интеллекта, - это не просто калькулятор, способный по команде извне быстро решать сложные интеллектуальные задачи, но прежде всего - личность, наделенная самостоятельными чувствами, побуждающими её к самостоятельным действиям.
Сегодняшний же искусственный интеллект - лишь бесстрастный логический инструмент в наших руках.
Вместе с тем, очевидно, что со временем начнет возникать все больше сфер деятельности, в которых необходимость согласования решений с человеческим пользователем будет основным фактором, сдерживающим эффективность искусственного интеллекта. По мере роста сложности и многоплановости решаемых искусственным интеллектом задач объективная потребность в наделении искусственного интеллекта качествами не пассивного инструмента нашей воли - но самостоятельной зрелой личности - будет все больше возрастать.
На сегодняшний день вообще непонятно, как к подступиться к моделированию человеческих чувств. Ведь их субъективное переживание глубоко уходит корнями в психофизиологию - дыхание, кровообращение, сердцебиение, терморегуляцию, двигательную активность, сокращения гладких мышц, сужение и расширение сосудов и капилляров, болевых ощущений. В отличие от чисто логических понятий, реализованных на уровне нейронных связей, в реализацию мира наших чувств активно вовлечены гормоны, являющиеся естественными психотропными веществами. Вдобавок, мы не можем наблюдать чьи-то чувства напрямую. Наблюдению доступны лишь внешние их проявления.
Всё, чему мы можем попытаться в подобной ситуации - это попробовать обучить компьютер имитации внешних проявлений чувств там, где это возможно (например, имитация эмоционально окрашенного речевого поведения). Но вполне очевидно, что подобная имитация будет к реальному миру человеческих чувств минимальное отношение.
Это означает, что развитие искусственного интеллекта как личности, а не только как бесстрастного орудия чужой воли, в ближайшие годы будет неизбежно идти по пути, абсолютно отличному от человеческого. И результатом этого развития будет искусственная психика, кардинально отличающаяся от нашей. Вероятнее всего, она будет значительно превосходить человеческую по эффективности - ведь она будет свободна от множества архаичных архитектурных особенностей, унаследованных нами от далеких предков, живших десятки и сотни миллионы лет назад. Но в силу этого же обстоятельства она будет в своей основе совершенно чужой. И большей части того, что составляет нашу культуру, в ней не найдется естественного места.
Если мы хотим избежать такого печального результата, нам необходимо начать всерьез задумываться над проблемами моделирования не только мира разума, но и мира чувств.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Тренировка сети по корпусу будет больше похожа на вот этот вариант, со стулом и шприцем --- контролируемая извне загрузка стимулов и сопутствующая загрузка ожидаемых ("правильных") реакций.
no subject
no subject
no subject
А когда речь идет об обучению компьютера эмоциям, мы не можем так же легко предьявить компьютеру подобные тесты. Во-первых, потому, что чувства как психофизиологический процесс по большей части скрыты от постороннего наблюдателя. А во вторых, потому, что мы сами не можем толком сформулировать, чем отличается переживание чувства нежности от переживания чувства сопереживания и желания заботиться. Или чем переживания человека, вдыхающего аромат розы, отличаются от переживания человека, нюхающего одуванчик.
no subject
Ещё как можем. У нас есть прорва художественной литературы, некоторая её часть даже описывает людей относительно адекватно. Вопрос будет в выборе между полнотой и вариативностью. Если запах напалма по утрам упоминается только в одном произведении, то вносить ли его в корпус, нужен ли вам среди прочих вариантов робот, которому этот запах нравится? Или он всем роботам должен нравиться? Или мы заставим роботов ассоциировать себя с положительными персонажами, а эмоции остальных пусть формируют "справочник" для рефлексивных рассуждений? (тогда человекоподобие пострадает, слишком святые роботы получатся).
no subject
no subject
no subject
no subject